Реализация масштабного проекта цифровизации налоговой сферы дает ощутимые результаты в организации интерактивного взаимодействия с гражданами

На Форуме «Диалог с налогоплательщиком» заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин рассказал о том, как Служба организовывает интерактивное взаимодействие с налогоплательщиками. Сатин сказал: «Налоговая служба постоянно развивает сервисное взаимодействие с гражданами. Мы стараемся минимизировать личный контакт с налогоплательщиком насколько возможно, а если уж это необходимо — делаем его быстрым и удобным».

Сегодня Служба администрирует сведения о 165,8 млн граждан России и иностранных государств, 4,1 млн юридических лиц и 3,97 млн индивидуальных предпринимателей. При этом ежегодно обрабатывается 76 млн налоговых деклараций, 15 млрд счетов-фактур по НДС, информация по 250 млн сделок по трансфертному ценообразованию.

Обработка этих данных позволила создать более 50 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. Наиболее востребованными из них за восемь месяцев этого года стали «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» — более 659,6 млн обращений, «Сведения об ИНН физического лица» — более 241,2 млн обращений и «Проверка корректности заполнения счетов-фактур» — более 122,9 млн обращений.

Сатин также рассказал о проектах ФНС России, которые упрощают взаимодействие налогоплательщиков со Службой. Так, внедрение онлайн-касс повысило транспарентность бизнес среды, позволило выровнять конкурентные условия, практически отказаться от проверок и ликвидировать кассовую отчетность.

Всего 1,45 млн организаций и индивидуальных предпринимателей зарегистрировали более 3,1 млн кассовых аппаратов. Это в 2,5 раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается более 200 млн чеков на сумму более 125 млрд рублей.

Одной из целей реформы было развитие института гражданского контроля за применением ККТ. Для этого Служба разработала мобильное приложение для проверки чеков и создала его открытый API. С помощью приложения ежедневно проверяются 720 тыс. чеков, а более 80 организаций и ИП интегрировали его API в свои программные продукты: «Едадил» от ООО «Яндекс», InShopper от ООО «Мэйл.ру», «Суперчек», «Дисконто» и другие. В них граждане могут анализировать свои расходы, а также участвовать в акциях и получать скидки по программам лояльности.

Налоговый режим для самозанятых также стал следствием цифровизации экономики и возникновения новых трудовых отношений. Дмитрий Сатин сообщил, что в этом качестве уже зарегистрировались 210 тыс. граждан. Причем 36% от их числа – через программные продукты 20 организаций, интегрировавших API мобильного приложения «Мой налог». В их числе «Яндекс.Такси», Сбербанк России, «Альфа-банк», «Ак Барс» Банк, «Ситимобил», «1C», «Фриланс», «ЦИАН» и другие. Взаимодействие также тестируется еще с 30 кредитными организациями и операторами электронных площадок.

«Налоговая сфера – почти зеркальное отражение экономики и общества. Поэтому налоговым администрациям нужно стараться быть на шаг впереди всех изменений, чтобы иметь возможность предоставлять современные услуги», — завершил свое выступление Дмитрий Сатин.

Также на мероприятии была презентована новая система общественного контроля — web-портал и мобильное приложение «Диалог с налогоплательщиком». Сервис позволит оперативно направлять жалобы о нарушениях в деятельности органов государственной̆ власти и местного самоуправления и получать ответы на них онлайн. Так, тут можно уладить вопросы налогового администрирования, сообщить о проблемах с ЖКХ, дорогами, а также в сферах здравоохранения, образования и зоозащиты. «Диалог с налогоплательщиком» позволит повысить эффективность общественного контроля и обеспечить прозрачность его инструментов, а также наладить продуктивный диалог между государственными органами и населением.

Все вышесказанное говорит о том, что реализация масштабного проекта цифровизации налоговой сферы дает ощутимые результаты. Спрос на российские разработки появился и на мировом рынке.

И, к слову, Россия в области цифровизации налогового администрирования занимает лидирующие позиции в мире. ФНС России курирует инициативу ОЭСР по изучению мировой практики использования онлайн-кассовых аппаратов и отвечает за цифровизацию и трансформацию налоговых администраций в целом. ФНС России разработала модель оценки цифровой зрелости налоговых администраций, которая востребована зарубежными службами. Россия делится с другими странами опытом внедрения автоматизированной системы контроля за возмещением НДС (АСК НДС-2), которая позволяет автоматически находить несоответствие данных в цепочках поставок, системы онлайн-касс, системы маркировки товаров RFID-метками (рынок меха) и QR-кодами (фармрынок), электронных офисов налогоплательщиков. Руководитель ФНС России Михаил Мишустин возглавляет рабочую группу по электронным услугам и цифровым каналам доставки Форума по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР. Россия наряду с Сингапуром, Канадой и Австралией является членом Брисбенской группы — неформального клуба технологически передовых налоговых администраций мира.

В мероприятии приняли участие представители общественных советов при управлениях Федеральной налоговой службы субъектов РФ, субъектов общественного контроля — региональных и местных общественных палат, общественных советов при органах исполнительной власти, научного и экспертного сообщества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code