Сборка коробки передач

Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке.

При этом учтите следующее:

 прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг выбора передач на штоке, обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и ступице рычага, а также винты крепления; нанесите на резьбу винтов герметик и затяните их; при этом следите, чтобы не перепутать винты крепления. Они имеют разную длину, покрытие и моменты затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длина его 19,5 мм, момент затяжки 2,4 кгс • м, а винт крепления шарнира кадмирован (золотистого цвета), длина его 24 мм, момент затяжки 1,9 кгс • м;

 перед установкой сальника первичного вала и вала вилки выключения сцепления смажьте тонким слоем смазки рабочую поверхность сальника и смазкой втулки вала вилки выключения сцепления;

 заложите смазку в шаровую опору рычага переключения передач;

 вторичный вал соберите в последовательности, обратной разборке; при этом синхронизаторы установите на вал в собранном состоянии оправкой для напрессовки ступицы синхронизатора, предварительно нагрев их до температуры 100 оС.

При остывании нагретых деталей возможно заедание блокирующих колец на конусах шестерен. Для исключения этого перед установкой нагретого синхронизатора на вал между блокирующими кольцами и торцами шестерен установите специальную прокладку вильчатой формы, которую удалите после остывания деталей;

При сборке синхронизатора блокирующие кольца установите так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки не будут переключаться передачи.

Для облегчения установки фиксатора на его шарик нанесите немного консистентной смазки, вложите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону ее гнезда, установите на место сухарь в сборе с шариком. При этом напротив шарика должно быть расположено гнездо в скользящей муфте (наибольшей глубины).

Сборку дифференциала проводите в последовательности, обратной разборке, предварительно смазав моторным маслом полуосевые шестерни и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,3 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 1,5 кгс • м.

При увеличенном зазоре, являющемся признаком износа деталей дифференциала, замените изношенные детали новыми.

Оправкой для напрессовки внутренней обоймы подшипника на коробку дифференциала напрессовывайте на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню привода спидометра.

Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой для запрессовки сальника штока выбора передач запрессовывайте в гнездо сальник штока, а затем вставьте в отверстие картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг выбора передач, предварительно обезжирив резьбовое отверстие и винт и нанеся на резьбу винта герметик.

Оправкой для напрессовки шарикового подшипника на вал приводной шестерни запрессовывайте в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников первичного и вторичного валов в сборе с сепараторами, а на валы напрессовывайте внутренние кольца этих подшипников.

Установите механизм выбора передач, убедившись, что рычаг штока выбора передач правильно занял свое положение относительно рычага механизма выбора передач. Закрепите механизм выбора передач. Затем запрессовывайте сальник в картер сцепления, выдержав размер 3,54+0,2 мм, чтобы рабочая кромка сальника расположилась на полированном пояске вала.

Напрессовывайте на первичный и вторичный валы шариковые подшипники, наверните гайки и затяните их динамометрическим ключом, после чего зачеканьте их. Длина зачеканки должна быть 3,5—4 мм и не должна переходить на резьбу вала. При заворачивании гаек на валах застопорите первичный вал фиксатором первичного вала коробки передач.

Установите в картер сцепления узел дифференциала. Чтобы полуосевые шестерни при сборке не сместились с посадочных мест, зафиксируйте одну из них со стороны картера сцепления специальной оправкой или заглушкой, применяемой при транспортировке дифференциала.

Установите одновременно первичный и вторичный валы в сборе с шестернями. Затем установите ось с шестерней заднего хода, при этом следите, чтобы вилка заднего хода вошла в паз промежуточной шестерни. Затем установите штоки переключения передач и закрепите вилки на штоках. Установите в гнездо картера очищенный магнит и прокладку между картерами сцепления и коробки передач.

Подберите регулировочное кольцо для подшипников дифференциала. Установите в гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное кольцо и оправкой для запрессовки наружного кольца роликового конического подшипника дифференциала запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника дифференциала. Установите на место привод спидометра, а затем установите на картер сцепления картер коробки передач и закрепите его гайками. Установите в канавки подшипников первичного и вторичного валов установочные кольца. Установите на место фиксаторы штоков и вилки заднего хода, закрепите крышку фиксаторов и заверните пробку фиксатора вилки заднего хода.

Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала

Подшипники дифференциала должны монтироваться с предварительным зазором 0,25 мм (для контроля — 0,15—0,35 мм).3азор обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.

Подбор толщины регулировочного кольца проводят при замене одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления или коробки передач.

Определяйте толщину регулировочного кольца в следующей последовательности:

 запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника вместе с установочным кольцом в картер коробки передач. Установочное кольцо имеет постоянную толщину, равную 1,25 мм;

 запрессуйте наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер сцепления. При этом следите, чтобы не перепутать наружные кольца подшипников дифференциала;

 установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления моментом 2,5 кгс • м, после чего проверните дифференциал для самоустановки подшипников на 2—3 оборота;

 установите опорную оправку на коробку дифференциала и закрепите при помощи универсальной державки индикатор с удлинителем. Ножку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор, а стрелку его установите на нуль;

 переместите снизу дифференциал и определите осевое перемещение дифференциала по показаниям индикатора. При измерении осевого перемещения дифференциала нельзя проворачивать его, чтобы не исказить результаты измерения.

По формуле S=A+B+C подсчитайте толщину регулировочного кольца подшипников дифференциала. В этой формуле • — толщина регулировочного кольца; А — осевое перемещение дифференциала; В — предварительный зазор подшипников дифференциала; С — толщина установочного кольца (величина постоянная).

После определения толщины регулировочного кольца разъедините картеры сцепления и коробки передач, снимите дифференциал, выпрессуйте наружное кольцо подшипника из картера коробки и вместо установочного кольца установите подобранное регулировочное кольцо. Запрессуйте наружное кольцо подшипника дифференциала, установите дифференциал в картер коробки передач и, закрыв его картером сцепления, затяните гайки крепления коробки передач к картеру сцепления.

Проверьте динамометром для проверки момента проворачивания приводной шестерни момент сопротивления проворачиванию дифференциала. Для этого пропустите наконечник динамометра через отверстие коробки дифференциала (для вала привода колеса) до обхвата им оси сателлитов. Проверните рукоятку динамометра на несколько оборотов по часовой стрелке и по шкале определите момент сопротивления проворачиванию. Он должен быть: для новых подшипников 15—35 кгс • см, для приработанных подшипников — как минимум 3 кгс • см.