КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Устройство коробки передач

В зависимости от комплектации автомобиля может быть установлена четырех- или пятиступенчатая коробка передач, объединенная с дифференциалом и главной передачей, передаточное число которой может иметь два значения.

Первичный вал выполнен в виде блока ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода.

Они расположены на игольчатых подшипниках на вторичном валу. Кроме них на валу установлены два синхронизатора. Вместе с вторичным валом изготовлена ведущая шестерня главной передачи. Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи.

Привод управления коробкой передач состоит из рычага со сферическим пальцем, шаровой опоры, тяги, соединенной шарниром со штоком, и механизмов выбора и переключения передач. На внутреннем конце штока закреплен рычаг, который действует на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к картеру сцепления. Отверстие для прохода тяги закрыто защитным чехлом.

В корпусе механизма выбора передач установлены две оси. На одной из них имеется трехплечий рычаг выбора передач и блокировочные скобы. Другая ось проходит через отверстия скоб, фиксируя их от проворачивания. Первое плечо рычага служит для включения передач переднего хода, второе — для включения задней передачи, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. Под действием пружины рычаг выбора передач и блокировочные скобы перемещаются на своих осях до упора шарика в ступеньку на оси. В этом положении скобы запирают одним концом вилку заднего хода, входя в ее паз между выступами, а другим и вилку передач (а также вилку передачи у пятиступенчатой коробки передач): плечо рычага выбора передач устанавливается в положение включения 3-й и 4-й передач. При поперечном перемещении рычага переключения передач в сторону заднего хода рычаг и скобы перемещаются на осях, сжимая пружину. При этом вместо скобы в паз вилки заднего хода заходит плечо рычага выбора передач, а скобы запирают вилки включения передач переднего хода. Таким образом, при перемещении рычага вдоль своей оси происходит выбор передач, а при повороте на оси — включение передач.

У пятиступенчатой коробки передач первичный и вторичный валы на выходе из картера удлинены. На этой части валов расположены ведущая и ведомая шестерни передачи и ее синхронизатор. Подшипники валов фиксируются в своих гнездах пластиной. Шестерни передачи закрыты задней крышкой картера коробки передач с сапуном.

Для отличия коробок передач по передаточным числам главной передачи они маркируются краской. Маркировка наносится на верхней части картера: 01 — для передаточного числа 3,94; 02 — для передаточного числа 4,13.