Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров снимается на автомобиле, т.е. когда не требуется снимать силовой агрегат, для ремонта, удаления нагара с поверхности камеры сгорания и клапанов, замены клапанов или направляющих втулок клапанов. Последовательность операций при этом следующая.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи (массы). Автомобиль установите на подъемник или осмотровую канаву. Поднимите автомобиль, снимите брызговик двигателя и слейте охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, для чего откройте кран отопителя и открутите сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров. Отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отвернув гайки ее крепления и болты крепления кронштейна к блоку цилиндров. Снимите кронштейн подводящей трубы водяного насоса, открутив гайки крепления к трубе и фланцу выпускного коллектора.

Опустите автомобиль, снимите воздушный фильтр, отсоединив шланги системы вентиляции картера от крышки головки цилиндров и от карбюратора и отсоединив шланг подачи теплого воздуха от заборника теплого воздуха. Если имеется, закройте карбюратор технологической заглушкой или тряпкой.

Отсоедините провода от свечей и датчика-распределителя зажигания, от масляного выключателя индикатора давления масла и датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, от концевого выключателя и электромагнитного клапана карбюратора. Снимите датчик-распределитель зажигания с кронштейном крепления проводов высокого напряжения, отсоединив от карбюратора и датчика-распределителя вакуумный шланг.

Отсоедините от топливного насоса шланг подачи топлива, а от карбюратора — шланг слива топлива. От впускного трубопровода отсоедините шланги пониженного давления к эконометру и вакуумному усилителю тормозов. От отводящего патрубка охлаждающей рубашки двигателя отсоедините шланги, идущие к радиатору, термостату и отопителю.

Отсоедините от двигателя приводы дроссельных и воздушной заслонок карбюратора. Снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня и крышку головки блока цилиндров.

Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и поверните по часовой стрелке коленчатый вал в такое положение, чтобы метка на маховике, видимая в люке кожуха сцепления, находилась против среднего деления шкалы на кожухе. При этом метка на шкиве распределительного вала должна находиться против установочной метки на задней крышке зубчатого ремня.

Открутите гайку крепления оси натяжного ролика и снимите ось вместе с роликом и размерным кольцом. Затем снимите ремень со шкива распределительного вала.

Придерживая шкив распределительного вала от проворачивания спецприспособлением или каким-либо рычагом, вставленным в отверстие шкива, отверните винт его крепления и снимите с распредвала шкив со шпонкой.

Открутите гайку крепления к головке блока цилиндров задней крышки зубчатого ремня. Выкрутите болты крепления головки блока цилиндров и снимите головку и прокладку. Очистите шабером прилегающие к прокладке поверхности головки и блока.

Устанавливайте головку блока цилиндров в обратном порядке. Повторное применение прокладки головки блока цилиндров не допускается, поэтому замените ее новой, правильно установив ее на блок цилиндров.

Если болты крепления головки цилиндров вытянулись (длина превышает 135,5 мм) или дефектные, то замените их новыми. Болты затягивайте в определенной для данного двигателя последовательности. Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании автомобилей, болты крепления головки цилиндров затягиваются в несколько приемов. Например, на ВАЗ-2109:

 1 -и прием — моментом 2 кгс • м;

 2-й прием — 7,1 —8,7 кгс • м;

 3-й прием — доверните болты на 90°;

 4-й прием — снова доверните все болты на 90°;

Для затяжки болтов крепления головки блоков цилиндров следует иметь динамометрический ключ, работающий в указанных пределах.

Гайки крепления приемной трубы глушителя установите новые. Старые гайки использовать нельзя.

После установки головки цилиндров проверьте и отрегулируйте зазор в клапанном механизме, натяжение ремня привода распределительного вала, привод карбюратора и момент зажигания.