РАЗБОРКА и СБОРКА УЗЛОВ ПОДВЕСКИ

Разборка и сборка телескопической стойки

Нанесите метки взаимного расположения на головке регулировочного болта и на кронштейне стойки, чтобы при сборке совместить метки для приближенного сохранения развала передних колес. Затем открутите болты крепления поворотного кулака к кронштейну стойки и снимите поворотный кулак в сборе со ступицей. Поворотный кулак и детали ступицы переднего колеса показаны на рис.. Без необходимости не следует выпрессовывать ступицу колеса из подшипников, так как при ее выпрессовке возможно повреждение подшипника. Надежность подшипника рассчитана на весь срок службы автомобиля. При повреждении ступицы колеса или самого подшипника выпрессуйте ступицу, используя пресс и оправки для выпрессовки ступицы переднего колеса и выпрессовки подшипника ступицы переднего колеса. При выпрессовке ступицы возможна разборка подшипника, и наружная половина внутреннего кольца может остаться на ступице. В этом случае ее необходимо снять универсальным съемником. Для этого в ступице имеются две специальные выемки. Затем снимите стопорные кольца 9 и оправкой для выпрессовки подшипника ступицы заднего колеса выпрессуйте подшипник из поворотного кулака. Новый подшипник установите в следующем порядке: установите наружное стопорное кольцо 9 в поворотный кулак 1 и запрессуйте подшипник 3. При этом следите, чтобы оправка давила только на наружное кольцо подшипника, иначе возможно его повреждение. Затем установите внутреннее стопорное кольцо и приступайте к запрессовке ступицы. При ее запрессовке внутреннее кольцо подшипника обязательно должно опираться на опору.

Поворотный кулак и детали ступицы переднего колеса

Поворотный кулак и детали ступицы переднего колеса

1 — поворотный кулак; 2 — наружное грязеотражательное кольцо; 3 — подшипник ступицы; 4 —ступица колеса; 5 — упорная шайба; 6 — гайка; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — колпак ступицы; 9 —стопорное кольцо; 10 — внутреннее грязеотражательное кольцо.

После установки поворотного кулака в сборе со ступицей на автомобиль установите новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затяните ее моментом 23,0—25,2 кгс • м. Отверните болты крепления защитного кожуха тормозного диска и снимите его.

Установив стойку подвески в приспособление для разборки и сборки стойки передней подвески, сожмите пружину. Удерживая шток ключом, отверните гайку со штока, используя ключ. Снимите ограничитель, верхнюю опору в сборе с подшипником, верхнюю опорную чашку пружины и буфер хода сжатия с кожухом. Разгрузив пружину, снимите ее. Перед дальнейшей разборкой стойки проверьте ее состояние. При вертикальном положении стойки (штоком вверх) выполните несколько полных ходов растяжение-сжатие, после чего шток должен перемещаться без провалов и заеданий. Усилие при отбое должно быть больше, чем при сжатии. При этом не должно быть стуков и других посторонних шумов. Не допускается также подтекание жидкости, деформация и разрушение корпуса стойки, опорной чашки, кронштейнов и поворотного рычага стойки. Незначительные масляные пятна на корпусе стойки не являются признаком неисправности и основанием для замены или ремонта стойки передней подвески.

Более точную оценку работоспособности телескопической стойки проведите на динамометрическом стенде по снятой диаграмме, как указано в разделе «Проверка технического состояния деталей подвески». 

Снятие опоры ограничителя хода сжатия

Снятие опоры ограничителя хода сжатия

При необходимости ремонта стойки зажмите ее кронштейн 3 (рис. Снятие опоры ограничителя хода сжатия) в тисках так, чтобы его щеки были перпендикулярны губкам тисков. При таком креплении исключается возможность деформации стойки. Разберите стойку, используя комплект инструмента для ремонта стойки подвески, в следующем порядке:

 снимите опору буфера хода сжатия, для чего легкими ударами молотка по плоской выколотке 1 обстучите опору 2 снизу вверх и по кругу;

 открутите ключом для гайки корпуса стойки передней подвески гайку корпуса, выньте из корпуса стойки рабочий цилиндр в сборе со штоком и его деталями;

 снимите со штока защитное кольцо, прокладку, обойму в сборе с сальником;

 нажав на тарелку клапана сжатия, слейте жидкость из цилиндра, для чего неоднократно перемещайте шток на величину его полного хода без удара в клапан сжатия, чтобы не деформировать его обойму;

 установив клапан сжатия в специальную оправку, зажатую в тисках, слегка покачайте рукой цилиндр до разъединения клапана сжатия с цилиндром;

 подав вниз шток, выньте через нижнее отверстие цилиндра поршень в сборе со штоком; при этом следите, чтобы не повредилось фторопластовое покрытие направляющей втулки;

 зажмите шток в тисках за лыски на его хвостовике и отверните гайку клапана отдачи, после чего снимите со штока детали клапана отдачи, поршень и детали перепускного клапана (предварительно целесообразно снять металл в местах кернения, так как в противном случае при отворачивании гайки может быть повреждена резьба);

 сняв корпус стойки с тисков, слейте из него жидкость;

 осторожно медным молотком или специальной выколоткой выбейте направляющую втулку из рабочего цилиндра; при этом следите, чтобы на цилиндре не возникли забоины;

 выньте из цилиндра пружину и плунжер гидравлического буфера; разберите клапан сжатия, для чего снимите обойму, а затем последовательно выньте из корпуса пружину, тарелку и диски клапана.

• Сборку стойки передней подвески проводите в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего:

 обеспечьте чистоту рабочего места всех деталей стойки;

 убедитесь, что жидкость не имеет посторонних примесей;

 при необходимости профильтруйте ее;

 убедитесь, что резьба гайки клапана отдачи не повреждена при ее откручивании раскерненным штоком; осмотрите шток в месте кернения;

 если деформация резьбы велика и не позволяет навернуть гайку клапана отдачи без ее повреждения, то резьбу штока калибруйте плашкой; дроссельный диск клапана отдачи средней стойки имеет три паза по наружному диаметру, а дроссельный диск амортизатора (задней подвески) четыре;

 дроссельный диск клапана сжатия стойки передней подвески имеет три паза по внутреннему диаметру, а дроссельный диск амортизатора два;

 гайку клапана отдачи затяните с моментом 1,2— 1,6 кгс- м, после чего законтрите ее, раскернив резьбовой конец штока в недеформированных ранее местах;

 момент откручивания гайки после кернения должен быть не менее 2 кгс • м;

 сальник и уплотнительное кольцо корпуса стойки при ремонте рекомендуется заменять новыми;

 рабочую поверхность сальника (между уплотнительными кромками) наполните смазкой в количестве 0,3—0,4 г;

 в корпус стойки и цилиндр залейте (320±5) см3 жидкости, в задний амортизатор (250 ± 5) см3жидкости;

 гайку корпуса стойки затяните при полностью выдвинутом штоке ключом для гайки корпуса стойки передней подвески (момент затяжки гайки стойки составляет 12— 15 кгс • м, а отдельного амортизатора 7—9 кгс • м);

 после затяжки гайки зачеканьте корпус стойки. Момент откручивания гайки после зачеканивания должен быть не менее 30 кгс • м;

 после сборки клапана сжатия необходимо убедиться в наличии свободного хода тарелки и дисков клапана;

 клапан сжатия запрессуйте в цилиндр специальной оправкой, после чего еще раз убедитесь в наличии свободного хода тарелки и дисков;

 для их установки и запрессовки направляющей втулки штока в цилиндр используют специальную оправку;

 на передней и задней подвесках устанавливайте пружины одного класса (см.ниже).

* Пружины подлине подконтрольной нагрузкой делятся на два класса: А и Б. Пружины класса А маркируются желтой краской по внешней стороне средних витков, а класса Б — зеленой. В исключительных случаях, если на передней подвеске установлены пружины класса А, а для задней подвески пружин этого класса нет, допускается установка на задней подвеске пружин класса Б. Но если на передней подвеске установлены пружины класса Б, то на задней подвеске устанавливайте пружины только класса Б.

Разборка и сборка рычага подвески, растяжки и ее кронштейна

Отметив количество установленных на концах растяжки регулировочных шайб 9, открутите гайки и отсоедините растяжки от рычагов 1 подвески и кронштейна 10.

При износе, повреждении или разрушении резинометаллических шарниров рычага и растяжки выпрессуйте их. Для выпрессовки заднего шарнира растяжки используйте оправки типа отверток, а для запрессовки трубчатую оправку диаметром 42 и 45 мм (ступенчатая). Шарнир рычага и передний шарнир растяжки выпрессовывайте приспособлениями соответственно для выпрессовки и запрессовки подушки шарнира растяжки диаметром 48 мм и для замены шарнира нижнего рычага подвески диаметром 45 мм.

Запрессовывайте шарниры растяжки и рычага на прессе этими же оправками. При этом перед запрессовкой обильно смазывайте омыловочной жидкостью гнезда шарниров и их наружную поверхность. Это облегчит запрессовку шарниров и предохранит их от повреждения. При запрессовке переднего шарнира растяжки в кронштейн установите его маркированной частью наружу.

При сборке рычага с растяжкой установите на место снятые регулировочные шайбы так, чтобы фаски на них были обращены в сторону упорного торца растяжки. Прежде чем затягивать гайки растяжки, установите рычаг в сборе с растяжкой на специальное приспособление; прикладывая усилие к растяжке, установите расстояние 10 мм между осью рычага и центром растяжки и фиксируйте растяжку. В этом положении затяните гайку крепления растяжки моментом 16,3—18 кгс • м. Затем снимите с приспособления рычаг в сборе и установите на другом конце растяжки регулировочные шайбы, соблюдая правила их установки. После этого закрепите гайкой кронштейн.

Разборка и сборка верхней опоры стойки подвески

При износе, коррозировании или повреждении подшипника верхней опоры телескопической стойки замените его. Для этого развальцуйте корпус опоры, а затем оправкой для выпрессовки и запрессовки подшипника верхней опоры стойки подвески выпрессуйте подшипник из корпуса опоры под прессом, используя подставку для замены подшипника верхней опоры стойки подвески.

Прежде чем запрессовывать новый подшипник, убедитесь, что в гнезде подшипника нет заусенцев и задиров. Обнаруженные неровности устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Используя специальную оправку, запрессуйте подшипник в корпус опоры, после чего обожмите корпус опоры в четырех равнорасположенных местах, ранее не деформированных, используя для этого специальную оправку или притупленное зубило.

После обжатия корпуса подшипник не должен перемещаться в осевом направлении под нагрузкой 600 кгс.

Разборка и сборка стабилизатора

Изношенные, поврежденные или разрушенные резинометаллические шарниры стоек стабилизатора выпрессуйте на прессе оправками с наружным диаметром 34 и 37 мм и внутренним 16 мм.

Перед установкой новых шарниров смажьте омыловочной жидкостью гнезда и сами шарниры. Запрессуйте шарниры на прессе специальными оправками.

Сборку стабилизатора поперечной устойчивости проводят на специальном приспособлении, которое обеспечивает симметричность установки подушек относительно средней линии стабилизатора и размер между подушками (700 +1) мм.